Перечень инструментов мотивации персонала

Необходимость активизации работы с персоналом объективно обусловлена тем, что постоянно меняющиеся рыночные условия требуют от организации мобильности и гибкости, а соответственно, от персонала - приобретения новых деловых и профессиональных качеств в очень ограниченное время, выполнение сложных и комплексных проектов. Для мотивации персонала могут быть использованы различные инструменты. На практике необходимо выбирать несколько инструментов и использовать их системно и комплексно для достижения максимально возможного уровня мотивации на всех уровнях.

Заработная плата - оплата труда сотрудника. В качестве мотивации можно использовать повышение окладной части, тарифа за сдельную или повременную работу, премии, надбавки, доплаты за условия труда, совместительство, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу. Кроме того возможно дополнительное введение компенсационных выплат, индексация заработной платы в соответствии с инфляцией.  
Бонусы - разовые выплаты, зависящие от достигнутых результатов работы сотрудника (в зависимости от качества выполненных работ, выполнения KPI, участия в проектах и т.п.).  
Выражение общественного признания – похвала, вручение грамот, значков, размещение фотографий на доске почета.  
Организация или оплата медицинского обслуживания, страхование жизни сотрудников - организация медицинского обслуживания внутри организации или заключение договоров с медицинскими учреждениями на дополнительное медицинское обслуживание, а также страхование за счет средств компании жизни работника. 
Оплата или замещение дополнительных расходов сотрудника - выделение средств на организацию питания, на оплату транспортных расходов, предоставление корпоративного автомобиля, аренда квартиры, оплата мобильной связи и т.п. 
Предоставление корпоративных кредитов – предоставление сотрудникам возможности получения кредитов на различные нужды на льготных условиях от организации, в том числе на приобретение жилья.  
Скидка при покупке товаров, выпускаемых организацией – предоставление сотрудникам скидки при продаже производимых товаров или услуг, оказываемых организацией.
Стимулирование посредством изменения графика работы. Сотрудникам может быть предоставлена возможность самостоятельно регулировать график работы, определение доли рабочего времени, отрабатываемого удаленно, либо на территории клиентов. Кроме того могут быть предоставлены дополнительные выходные дни, дни отпуска, сокращения длительности рабочего дня за счет высокой производительности сотрудника.  
Программы обучения персонала, наставничество - выделение средств на обучение, повышение квалификации сотрудников компании (покрытие расходов на организацию обучения как внутри организации, так и на стороне), наставничество более опытными коллегами.  
Возможности карьерного роста, изменение сферы деятельности в пределах компании - возможность продвижения по службе, изменение сферы деятельности в пределах компании, участие в проектах и т.п. 
Участие в прибыли организации - доля прибыли, из которой формируется поощрительный фонд. Распространяется, как правило, на топ-менеджмент компании, способный реально воздействовать на прибыл. Доля этой части прибыли определяется с учетом уровня руководителя в компании и направления деятельности.  
Участие в акционерном капитале – возможность покупки сотрудниками акций организации и получение дивидендов. Для сотрудников может быть создана возможность покупки акций по льготным ценам, либо безвозмездно.  
Корпоративные мероприятия – проведение тим-билдингов в организации, корпоративных мероприятий способствуют укреплению и сплочению коллектива, повышению уровня взаимопомощи сотрудников. Совместные мероприятия, особенно с проведением командных игр позволяют коллегам лучше друг друга узнать и улучшают командную работу.
Условия труда. Положительный психологический настрой на трудовую деятельность создают условия труда. Когда условия труда достаточно хорошие, работники не акцентируют на этом свое внимание, если они плохие - это резко снижает производительность труда, т.е. внимание работников переключается на этот факт. Хорошие условия труда усиливают мотивацию не значительно, тогда как плохие условия резко ее снижают.