Реформа государственного управления: рейтинг субъектов РФ
27.02.2017
Вопросам проведения реформы государственного управления на уровне субъектов РФ была посвящена конференция, прошедшая в г. Светлогорске Калининградской области 16-18 февраля 2017 года.
В ходе работы конференции были рассмотрены такие актуальные вопросы, как:
- Реализация приоритетных федеральных проектов в Российской Федерации.
- Повышение эффективности контрольно – надзорной деятельности. Автоматизация контрольно – надзорной деятельности.
- Социальное и экономическое влияние технологического развития.
- Государство как платформа 2017-2035 гг. и др.
Так, по словам заместителя Министра экономического развития РФ С.В. Шипова по состоянию на 1 февраля 2017 года 96,2 % граждан России имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ. Актуальность данного вопроса возрастает с переводом с 1 февраля 2017 года услуг по получению загран – и общегражданских паспортов, а также водительских удостоверений через МФЦ.
Качество организации предоставления услуг через МФЦ оценивалось по 8 показателям, в числе которых доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», количество оказываемых в МФЦ услуг из обязательного перечня, соответствие Правилам организации деятельности МФЦ и единому фирменному стилю и т.д. Итоги мониторинга показали как позитивные (Воронежская область, г. Москва), так и негативные (Республика Крым, г. Севастополь) примеры организации деятельности МФЦ (рейтинг прилагается). В связи с этим С.В. Шипов обратил внимание на необходимость приведения объектов сети МФЦ в соответствии с Правилами организации их деятельности.
Что касается рейтинга субъектов РФ по осуществлению контрольно – надзорной деятельности, то по словам представителей Минэкономразвития России в 2016 году проведено 600 тысяч контрольно – надзорных мероприятий, из них 25 % - контрольно – надзорными органами регионального уровня.
Рейтинг качества организации контрольно – надзорной деятельности представлялся Минэкономразвития России впервые. Показателями качества организации контрольно – надзорной деятельности выступало нормативное правовое обеспечение контроля (надзора), применение риск – ориентированного подхода, использование программного обеспечения, уровень раскрытия информации и др. Лидерами рейтинга 2016 года стали Новосибирская область, г. Москва, Ульяновская область (рейтинг прилагается). Низкие показатели отмечены в Орловской области, Краснодарском крае, Республике Калмыкия и Республике Дагестан. В качестве направлений совершенствования контрольно – надзорной деятельности Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Н.И. Машкова назвала внедрение риск-ориентированного подхода (внедрено только в 5 регионах), целевой модели контрольно – надзорной деятельности (до 01.01.2018) и работу с муниципальными контрольными органами.
В ходе конференции также был озвучен рейтинг субъектов РФ по качеству предоставления электронных услуг. Экспертами было проанализировано 1310 приоритетных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на Едином портале gosuslugi.ru и региональных порталах государственных и муниципальных услуг. Услуги исследовались на предмет соответствия положениям действующего законодательства, устанавливающего требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в частности постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236. Согласно рейтингу наилучшие показатели продемонстрировали Тульская область, Липецкая область, Архангельская область, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край, г. Москва (рейтинг прилагается).
Внедрение системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России было определено майскими указами президента в 2012 году. С 2014 года проведение ОРВ стало обязательным для всех регионов России. С этого же года Минэкономразвития разработало способы оценки субъектов РФ по качеству проводимой работы. В качестве критериев использовались такие, как построение самого механизма ОРВ, включая монетарную оценку издержек и проведение процедуры не только проектов, но и уже действующих актов. Информационная активность – открытость процедуры, обмен опытом с коллегами, проведение специальных мероприятий, оценка ОРВ в органах местного самоуправления (ставшей обязательной с января 2017 года) и др. В пятерку лидеров по данному направлению вошли Ульяновская область, Ленинградская область, Хабаровский край, Краснодарский край и Республика Татарстан. Закрыли рейтинг и показали самые низкие результаты Чукотский автономный округ, Республика Марий Эл, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Крым.
В заключении данного вопроса опытом по лидирующим позициям поделились представители Ульяновской области, Липецкой области, Ленинградской области и Калининградской области.
*Информация с официального сайта мероприятия (http://govcontrol.ru/).