Реформа государственного управления: рейтинг субъектов РФ

27.02.2017

Вопросам проведения реформы государственного управления на уровне субъектов РФ была посвящена конференция, прошедшая в г. Светлогорске Калининградской области 16-18 февраля 2017 года.

В ходе работы конференции были рассмотрены такие актуальные вопросы, как:
  • Реализация приоритетных федеральных проектов в Российской Федерации.
  • Повышение эффективности контрольно – надзорной деятельности. Автоматизация контрольно – надзорной деятельности.
  • Социальное и экономическое влияние технологического развития. 
  • Государство как платформа 2017-2035 гг. и др. 
Кроме того, отдельный блок работы конференции был посвящен рейтингам субъектов Российской Федерации по ключевым аспектам реформы государственного управления. 

Так, по словам заместителя Министра экономического развития РФ С.В. Шипова по состоянию на 1 февраля 2017 года 96,2 % граждан России имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в т.ч. в МФЦ. Актуальность данного вопроса возрастает с переводом с 1 февраля 2017 года услуг по получению загран – и общегражданских паспортов, а также водительских удостоверений через МФЦ. 

Качество организации предоставления услуг через МФЦ оценивалось по 8 показателям, в числе которых доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», количество оказываемых в МФЦ услуг из обязательного перечня, соответствие Правилам организации деятельности МФЦ и единому фирменному стилю и т.д. Итоги мониторинга показали как позитивные (Воронежская область, г. Москва), так и негативные (Республика Крым, г. Севастополь) примеры организации деятельности МФЦ (рейтинг прилагается). В связи с этим С.В. Шипов обратил внимание на необходимость приведения объектов сети МФЦ в соответствии с Правилами организации их деятельности. 

Что касается рейтинга субъектов РФ по осуществлению контрольно – надзорной деятельности, то по словам представителей Минэкономразвития России в 2016 году проведено 600 тысяч контрольно – надзорных мероприятий, из них 25 % - контрольно – надзорными органами регионального уровня. 

Рейтинг качества организации контрольно – надзорной деятельности представлялся Минэкономразвития России впервые. Показателями качества организации контрольно – надзорной деятельности выступало нормативное правовое обеспечение контроля (надзора), применение риск – ориентированного подхода, использование программного обеспечения, уровень раскрытия информации и др. Лидерами рейтинга 2016 года стали Новосибирская область, г. Москва, Ульяновская область (рейтинг прилагается). Низкие показатели отмечены в Орловской области, Краснодарском крае, Республике Калмыкия и Республике Дагестан. В качестве направлений совершенствования контрольно – надзорной деятельности Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Н.И. Машкова назвала внедрение риск-ориентированного подхода (внедрено только в 5 регионах), целевой модели контрольно – надзорной деятельности (до 01.01.2018) и работу с муниципальными контрольными органами. 

В ходе конференции также был озвучен рейтинг субъектов РФ по качеству предоставления электронных услуг. Экспертами было проанализировано 1310 приоритетных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на Едином портале gosuslugi.ru и региональных порталах государственных и муниципальных услуг. Услуги исследовались на предмет соответствия положениям действующего законодательства, устанавливающего требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в частности постановления Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236. Согласно рейтингу наилучшие показатели продемонстрировали Тульская область, Липецкая область, Архангельская область, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край, г. Москва (рейтинг прилагается). 

Внедрение системы оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России было определено майскими указами президента в 2012 году. С 2014 года проведение ОРВ стало обязательным для всех регионов России. С этого же года Минэкономразвития разработало способы оценки субъектов РФ по качеству проводимой работы. В качестве критериев использовались такие, как построение самого механизма ОРВ, включая монетарную оценку издержек и проведение процедуры не только проектов, но и уже действующих актов. Информационная активность – открытость процедуры, обмен опытом с коллегами, проведение специальных мероприятий, оценка ОРВ в органах местного самоуправления (ставшей обязательной с января 2017 года) и др. В пятерку лидеров по данному направлению вошли Ульяновская область, Ленинградская область, Хабаровский край, Краснодарский край и Республика Татарстан. Закрыли рейтинг и показали самые низкие результаты Чукотский автономный округ, Республика Марий Эл, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Крым. 

В заключении данного вопроса опытом по лидирующим позициям поделились представители Ульяновской области, Липецкой области, Ленинградской области и Калининградской области.

Рейтинг субъектов РФ по организации предоставления государственных и муниципальных услуг через МФЦ*.  




*Информация с официального сайта мероприятия (http://govcontrol.ru/).