В августовском номере журнала «Власть» вышла статья сотрудника компании «Р.О.С.Т.У.» В.Ш. Сургуладзе

02.09.2016

В 8 номере общенационального научно-политического журнала «Власть» в рубрике «Обустройство России: вызовы и риски» вышла статья ведущего методолога компании «Р.О.С.Т.У.» В. Сургуладзе «Проблемы мониторинга и организации контроля реализации документов стратегического планирования в Российской Федерации»

Основное внимание в публикации уделено проблемам разработки системы ключевых показателей эффективности документов стратегического планирования. В статье процесс государственного управления социально-экономическим развитием анализируется посредством выявления роли мониторинга и стратегического контроля как важных частей данного процесса. 

Организация мониторинга и стратегического контроля реализации документов государственного стратегического планирования – методологически сложный вопрос, который имеет большое практическое значение. От его решения в значительной степени зависит согласованность, логическая стройность и непротиворечивость, а значит – эффективность формирующейся в настоящее время системы стратегического планирования Российской Федерации и реализации на её основе социально-экономической политики Российского государства. 

В статье делается вывод о том, что без отлаженной системы мониторинга и контроля, предусмотренные принятым в 2014 году 172 Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» документы, разрабатываемые в рамках целеполагания, утрачивают важную часть своего практического директивного значения, превращаясь в политико-правовые, декларативные, доктринальные документы. 

В статье приводятся примеры ключевых целевых показателей, используемых в ныне действующих документах государственного стратегического планирования – принятой в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года. Рассматриваются некоторые сложившиеся в настоящее время теоретические подходы к решению проблем оценки эффективности управления посредством системы ключевых показателей, выработанные многолетней теорией и практикой стратегического менеджмента, маркетинга и государственного управления. Рассматриваются вопросы соотношения и значения количественной и качественной оценки социально-экономических процессов развития общества, отражаемой в системе ключевых показателей. Затронут вопрос особенностей разработки системы ключевых показателей на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. Освещены преимущества использования автоматизированных систем для мониторинга и контроля ключевых показателей. Рассматриваются практические коллизии обобщённой оценки реализации комплекса документов стратегического планирования в целом. 

Необходимость реализации документов государственного стратегического планирования привела к тому, что в экспертной среде и научном сообществе появляется всё больше интересных предложений в области практического применения инструментов стратегического планирования. Частью этих предложений являются попытки разработки систем сквозных показателей, над которыми в настоящее время работает ряд российских исследователей. 

Статья может представлять интерес для специалистов в области государственного управления – как теоретиков, занимающихся изучением проблем реализации политики, направленной на социально-экономическое развитие общества, так и практиков, сталкивающихся с необходимостью использования в своей работе целеполагающих документов государственного стратегического планирования, или разработки таких документов.