Приоритеты финансово-бюджетной политики

Журнал "Бюджет" • 07 • 2012

Важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности города является проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики, направленной на развитие экономики и повышение благосостояния граждан. Именно поэтому в Магнитогорске реализуется целый ряд мероприятий по совершенствованию управления муниципальными финансами.

2011 год был непростым для финансовых органов. Поставленная Федеральным законом № 83-ФЗ цель — повышение качества услуг и эффективности деятельности учреждений — потребовала от нас поиска ответов на многие сложные вопросы. 

Наряду с другими муниципальными образованиями г. Магнитогорск в рамках реформирования системы муниципальных учреждений обеспечил полномасштабную реализацию положений Закона № 83-ФЗ, причем большая методическая помощь была оказана Министерством финансов РФ и министерством финансов Челябинской области. В целях реализации закона в течение 2011 года администрацией города было подготовлено и утверждено более 50 нормативных правовых актов. На основе созданной правовой базы были внесены изменения в уставы муниципальных учреждений, консолидированный перечень муниципальных услуг, утверждены муниципальные задания, нормативы затрат по каждой муниципальной услуге. 

По окончании действия переходных положений в Магнитогорске с 1 января 2012 года изменился правовой статус ранее существовавших бюджетных учреждений: в городе стало функционировать 15 казенных, 13 автономных и 259 муниципальных бюджетных учреждений нового типа. Кроме того, изменился механизм финансирования муниципальных учреждений города — автономные и бюджетные учреждения стали получать субсидии на выполнение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг и на иные цели. Установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания от результатов деятельности учреждений создает условия для повышения эффективности расходов бюджета города, направляемых на финансирование муниципальных услуг. 

Это одна из первоочередных задач Программы по повышению эффективности расходов бюджета Магнитогорска, которая является важным элементом проводимой в городе работы в сфере муниципальных финансов. Кроме того, основными задачами программы являются:

  • обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города;

  • совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления городского округа с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета (так, активное внедрение программно-целевого принципа формирования бюджета позволило увеличить удельный вес расходов бюджета Магнитогорска, формируемых в рамках программ, с 97,8 % в 2010 году до 99,8 % в 2012-м, к 2013 году этот показатель планируется довести до 100 %);

  • оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения;

  • совершенствование системы муниципального финансового контроля;

  • повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;

  • развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.

  • Последние две обозначенные задачи тесно связаны с реализацией концепции «Электронный бюджет». В перспективе мы планируем сформировать единое информационное пространство путем интеграции данных действующих в городе автоматизированных систем и информационных систем регионального и федерального уровней. В городе уже приступили к созданию нормативной базы для организации электронного взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями. В рамках целевой Программы реформирования муниципальных финансов достигнуто значительное улучшение технической оснащенности муниципальных учреждений. 

    Так, была внедрена комплексная автоматизированная система планирования бюджета «БИС-СБОР», которая обеспечивает работу в едином информационном пространстве и позволяет подключить к единой базе данных администрацию города, муниципальные учреждения и распорядителей бюджетных средств. На сегодняшний день «БИС-СБОР» полностью внедрена в социально значимых сферах, финансирование которых осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом № 131-ФЗ. 

    Текущее, ежедневное исполнение бюджета осуществляется с помощью автоматизированной системы «Автоматизированный центр контроля — финансы», которая в настоящее время интегрируется с вышеупомянутой системой «БИС-СБОР». 

    Для планирования и осуществления муниципальных закупок внедрена система «Автоматизированный центр контроля — муниципальный заказ», в базе данных которой хранится актуальная информация обо всех муниципальных закупках. В настоящее время уже реализована интеграция автоматизированной системы «Автоматизированный центр контроля — муниципальные закупки» с единым общероссийским порталом госзакупок zakupki.gov.ru, куда осуществляется выгрузка данных по планам закупок, а также по заключенным и исполненным контрактам. 

    На областном уровне город подключен к Бюджетной информационной системе (блок «БИС-РРО» и блок «Контроль за реализацией норм 83-ФЗ»), обеспечивающей формирование индикативных показателей деятельности муниципальных образований, ведение и свод реестров расходных обязательств с последующей их передачей по утвержденным форматам в Министерство финансов РФ. 

    В ближайшее время планируется автоматизация процесса передачи данных о муниципальных заданиях на общероссийский сайт bus.gov.ru. Это предполагает размещение данных как о самих заданиях на оказание услуг, так и общей информации об учреждениях, планов финансово-хозяйственной деятельности, сведений об операциях с бюджетными средствами и о бюджетных обязательствах. В настоящее время весь этот массив данных вносится учреждениями вручную, однако уже в ближайшее время мы планируем автоматизировать процесс передачи информации с использованием системы «БИС-СБОР». 

    В 2011 году на этапе исполнения бюджета была проведена опытная эксплуатация системы юридически значимого электронного документооборота при работе с данными о финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а в текущем году начата промышленная эксплуатация этой системы. Внедрение электронного документооборота в финансово-хозяйственную деятельность учреждений создаст возможность автоматизации и интеграции всех видов учета и отчетности по принципу обеспечения обработки информации, формируемой посредством единого ввода, в режиме реального времени. 

    Несмотря на солидный объем проделанной работы, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Во-первых, предстоит завершить формирование единого информационного пространства города как с применением интеграционных механизмов на уровне муниципального образования, так и с применением централизованных интеграционных ресурсов, создаваемых в настоящее время на федеральном уровне. Во-вторых, планируется обеспечить полную открытость и доступность информации о прошлой, текущей и планируемой деятельности г. Магнитогорска как публично-правового образования вплоть до полной открытости результатов деятельности и затраченных на это финансовых ресурсов каждого из учреждений. Наконец, необходимо обеспечить максимальную подотчетность органов местного самоуправления, учреждений города в целях повышения ответственности за осуществление установленных функций, выполнения планов деятельности, достижения показателей целей путем развития инструментов контроля и мониторинга. 

    Выполнение поставленных задач потребует масштабной работы, но мы уверены, что она под силу нашему квалифицированному и сплоченному коллективу.