Республика Алтай: результативные технологии государственного управления

Журнал "Бюджет" • 11 • 2011

Республика Алтай как субъект РФ вот уже десятилетие вместе со всей страной находится в условиях формирования экономических, социальных и правовых основ нового общества. Государство для выполнения возложенных на него важнейших функций выбрало путь реформирования, а сфера управления стала при этом приоритетным направлением.

Новый тип государственного управления разрушил устаревшие стереотипы, такие, например, как затратный подход, и обозначил переход на результативные технологии управления. Проводимые параллельно с федеральным уровнем бюджетная и административная реформы позволили за последние шесть лет сформировать в регионе систему результативных методов принятия государственных решений. В бюджетный процесс Республики Алтай прочно вошли такие инструменты программно-целевой организации деятельности органов государственной власти, как долгосрочные республиканские и ведомственные целевые программы, реестр расходных обязательств, государственное задание и нормативы финансовых затрат на их формирование, обоснование бюджетных ассигнований, доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, формализация распределения межбюджетных трансфертов.

Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ, была поддержана Правительством Республики Алтай. Несмотря на то что основные направления программы радикально не отличаются от документов, принятых другими субъектами РФ, все же реализация ее в республике имеет свою специфику. Программа была разработана еще в октябре 2010 года, однако ее отдельные положения дорабатывались вплоть до декабря этого же года. Причиной тому стали результаты уточнения и отработки отдельных, наиболее сложных мероприятий программы, например увязка целей деятельности исполнительных органов государственной власти со стратегическими целями республики. Надо сказать, что процедура согласования данного блока проходила очень сложно. Такое направление, как «программный» бюджет и мероприятия по повышению результативности расходов, несмотря на то, что они сложны в исполнении, достаточно быстро находили понимание. Это, скорее всего, результат той поэтапной, плановой работы по внедрению программного бюджета, которая в Республике Алтай проводится, начиная с 2006 года. 

Ни у кого не вызывает вопросов необходимость жесткой увязки расходов бюджета с целями и задачами социально-экономического развития региона, которые решаются в том числе c применением программного обеспечения. Именно с помощью автоматизации бюджетного процесса мы смогли реализовать задачу проведения мониторинга, мобильного перераспределения бюджетных ассигнований как между принимаемыми и действующими целевыми программами, так и между главными распорядителями бюджетных средств. Это позволило уже сегодня ставить достаточно высокие индикаторы исполнения мероприятий программы. 

Следует отметить, что при внедрении новых технологий в финансовую сферу мы применяли мультибрендовый подход, то есть сотрудничали с несколькими разработчиками для решения различного круга задач. Такой подход позволил получить все самое лучшее от лидеров ИТ-рынка в каждом отдельном, порой узкоспециализированном, направлении. 

Система мониторинга 

Необходимо сказать и о системе мониторинга результативности и эффективности расходов целевых программ. В нем учтены процесс разработки проекта целевой программы и ежегодная корректировка объема финансирования целевой программы при формировании проекта закона о республиканском бюджете. 

1-ый этап программно-целевого планирования бюджета представляет собой предпроектную оценку результативности расходов на целевую программу. В процессе согласования проектов целевых программ Министерство экономического развития республики проводит оценку соответствия целей, задач и показателей программы приоритетам социально-экономического развития региона, а Министерство финансов республики рассматривает обоснованность объема расходов. Затем идет публичное обсуждение проекта целевой программы с участием населения и оппонентов, что позволяет обеспечить участие населения республики в формировании республиканского бюджета. 

2-ым этапом программно-целевого планирования бюджета является планирование результативных расходов. На стадии подготовки бюджета целевая программа включается сначала в доклад о результатах и основных направлениях деятельности (мы не стали от него отказываться, но изменили структуру), а затем в обоснование бюджетных ассигнований расходов и в перечень целевых программ. Для комплексного рассмотрения мероприятий, включенных в программную структуру бюджета, к проекту закона о республиканском бюджете формируется соответствующее приложение. Оно является выходной формой программы БИС-СБОР. 

На 3-ем этапе планирования бюджета происходит оценка результативности расходов. Поскольку целевые программы утверждаются на три года, то в течение реализации программы имеет смысл ежегодно оценивать результативность осуществляемых расходов и производить корректировку объемов программы. О реализации программ и соответственно о достижении показателей результативности главные распорядители бюджетных средств отчитываются в республиканских министерствах экономического развития и финансов при сдаче годового отчета об исполнении. 

Министерством финансов республики предусмотрена балльная оценка эффективности реализации программ, которая позволяет применить механизм корректировки ассигнований на следующий плановый период. Таким образом, этап «Планирование результативных расходов» реализуется Минэкономразвития и Минфином республики с учетом конкурсного распределения ассигнований на реализацию целевых программ, основанного на оценке эффективности их реализации. По мере завершения реализации целевой программы уже в следующем году при необходимости продолжения осуществления расходов будет разрабатываться проект новой целевой программы, при этом на этапе «Предпроектная оценка результативности расходов» появится возможность опираться на показатели результативности реализации исполненной целевой программы. 

Государственные программы 

Помимо бюджетирования, ориентированного на результат и осуществляемого на уровне главных распорядителей бюджетных средств, результативность расходов имеет стратегический характер и применяется в оценке социально-экономического развития региона. Для реализации этой задачи внедрен такой инструмент программно-целевого планирования, как государственные программы. Госпрограммы формируются в соответствии с основными направлениями государственной политики региона. Являясь основой «программного» бюджета, они увязывают расходы республиканского бюджета с реализацией тактических задач социально-экономического развития республики. Анализ результативности расходов при реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ позволяет делать выводы о результативности расходов по реализации государственной программы и расходов достижении целевых ориентиров стратегии социально-экономического развития региона. 

Внедряемая система программно-целевого планирования не ограничивается только бюджетированием, ориентированным на результат расходов, осуществляемых из республиканского бюджета. Предпринято ряд шагов к переходу на «программные» бюджеты в муниципальных образованиях республики. Прежде всего, внесены изменения в порядок предоставления субсидий местным бюджетам. Ряд показателей эффективности включен в оценку качества бюджетного процесса, осуществляемого муниципальными образованиями. 

Оценку внедряемой в республике системы мониторинга можно охарактеризовать как внешнюю оценку результативности расходов по отношению к главным распорядителям. Но это только на начальном этапе. Аналогичная работа ведется главными распорядителями по отношению к подведомственной сети. Оценку результативности расходов на содержание органов государственной власти в Республике Алтай планируется вести в рамках анализа ведомственных целевых программ. Этот подход вызвал много споров и обсуждений на уровне исполнительной власти региона, в процессе которых была предложена альтернатива. Минфин республики прорабатывает высказанные предложения, но в 2012 году оценка результативности расходов на содержание органов государственной власти региона будет осуществляться по отработанной схеме. 

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня в Республике Алтай решена важнейшая задача по формированию результативных методов государственного управления: создан и выстроен процесс программно-целевого планирования. Он позволяет проводить сквозной анализ результативности и эффективности расходов от плана социально-экономического развития региона до государственных заданий.