Практика формирования бюджета в новых условиях

Журнал "Практика Муниципального Управления" • 10 • 2010

Администрацией Неклиновского района Ростовской области в целях ориентации муниципальных учреждений на запросы потребителей бюджетных услуг, повышения качества услуг и привязки финансирования к реальным результатам работы в соответствии с требованиями ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ в декабре 2009 г. разработано и утверждено постановление о порядке организации работы по формированию и финансовому обеспечению муниципального задания учреждениям района.

Данным постановлением предусмотрены:

  • положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания;

  • методика расчета стоимости муниципальных услуг в Неклиновском районе в целях формирования муниципального задания;

  • порядок проведения мониторинга и контроля исполнения муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг юридическим и физическим лицам.

  • Нормативными правовыми документами администрации района также утверждены стандарты качества предоставления муниципальных услуг в соответствующих областях деятельности бюджетных учреждений (образования, культуры, здравоохранения, социальной политики, организации и проведения аварийно-спасательных и др.). 

    В целях формирования муниципального задания производятся расчеты стоимости муниципальных услуг, включающие широкий перечень показателей нормативных затрат, в т. ч. на оплату труда, обеспечение расходов общехозяйственного назначения, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, затрат целевого назначения. Кроме того, выполняются расчеты нормативных затрат, не входящих в состав нормативной стоимости услуги. “В ручную” такие расчеты производить достаточно трудно, поэтому район поставил перед собой задачу автоматизации данного процесса. Была приобретена система БИС-ГМЗ (бюджетная информационная система – государственных/муниципальных заданий), разработчиком которой является компания “Р.О.С.Т.У.”. 

    Регламент работы в автоматизированной системе БИС-ГМЗ, разработанный для запуска процесса, включил следующие параметры:

  • регламент формирования проекта бюджета;

  • регламент проведения мониторинга по исполнению муниципальных заданий;

  • регламент формирования и изменения реестра услуг;

  • регламент формирования и ведения справочников системы.

  • В работу с применением автоматизированной системы БИС-ГМЗ было вовлечено 81 учреждение района. Применение данной автоматизированной системы облегчило процедуру доведения предельных объемов ассигнований от главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) до получателя бюджетных средств (ПБС), формирование ГРБС муниципальных заданий для ПБС, формирование смет учреждений по ПБС, оказывающих муниципальные услуги, а также смет учреждений, не оказывающих муниципальные услуги. 

    Программа позволила в автоматизированном режиме вносить изменения в муниципальные задания, корректировать доведенные ранее предельные объемы ассигнований, сметы ПБС. В системе БИС-ГМЗ предусмотрено отражение фактически предоставленных объемов услуг и фактически израсходованных ассигнований в разрезе муниципальных услуг. Кроме того, с помощью этой программы формируется общий реестр услуг и вносятся в него изменения. 

    Очень важным моментом является то, что произведено разделение затрат на оказание услуг на прямые затраты, непосредственно участвующие в производстве услуги, и косвенные (общехозяйственные) затраты. Это позволило определить реальную стоимость каждой муниципальной услуги и далее приступить к разработке единых нормативов определения стоимости муниципальной услуги. 

    Отчеты о выполнении муниципального задания в первом полугодии 2010 г. всеми учреждениями района были выполнены с применением системы БИС-ГМЗ. В результате появилась возможность проанализировать плановые и фактические показатели стоимости услуг (таблица).

    ввв.png