Результативно-ориентированная модель управления системой образования Амурской области

Журнал "Бюджет" • 11 • 2010

В начале 2010 года в Минобрнауки Амурской области начата реализация пилотного проекта по внедрению системы управления «по результатам» на базе современных информационных технологий. Проект стал не только логическим в области реформ, но и новаторским в части полученных результатов.

stepanov.jpgСергей Григорьевич СТЕПАНОВ, министр образования и науки Амурской области.

Изначально в рамках проекта была разработана принципиально новая для нас модель управления, которая базировалась на двух основополагающих принципах:

  • взаимосвязи целей Министерства образования и науки Амурской области со стратегическими и тактическими целями развития региона, а также теми услугами (мероприятиями), которые оказываются (выполняются) в сфере образования в рамках достижения целей;
  • взаимосвязи целей и показателей деятельности Министерства и подведомственных ему учреждений с бюджетными расходами.

Внедрение новой модели в практическую деятельность условно можно разделить на реализацию на макро- и микроуровне. Макроуровень — обеспечение взаимосвязи «стратегическая цель региона — цель деятельности Министерства образования и науки». Микроуровень — обеспечение взаимосвязи «цель деятельности Министерства образования и науки — деятельность учреждений образования». При этом и на макро-, и на микроуровне прежде всего происходит изменение процесса планирования бюджета, осуществляется переход на программно-целевые методы. Не менее важным становится и развитие таких новых для сферы образования процессов, как формирование и ведение перечня услуг, оказываемых учреждениями образования и формирование государственных заданий.

В Министерстве образования и науки Амурской области для обеспечения указанных взаимосвязей были откорректированы и утверждены в соответствии с новой методологией перечни услуг и мероприятий. Далее услуги, включенные в утвержденный перечень, нашли свое отражение при формировании ведомственных целевых программ (15 ВЦП), а также подпрограмм долгосрочных целевых программ (ДЦП). В результате все сформированные ВЦП и подпрограммы ДЦП Министерства образования и науки Амурской области являются неким хранилищем (контейнером) агрегированной информации: с одной стороны, о целях (задачах) Министерства, показателях его деятельности, с другой стороны, о конкретных услугах и мероприятиях, а также стоимости реализации целей и оказания конкретных услуг.

Одной из самых проблемных точек при получении данного результата стало применение метода расчета объема бюджетных расходов (планирования ассигнований на оказание услуг) исходя из необходимого потребителям объема бюджетных услуг и мероприятий. Внедрение в практику указанного метода расчета при проведении реформ является одним из ключевых, переломных моментов их реализации. Каким образом это происходило в Министерстве образования и науки Амурской области (при реализации новой модели на микроуровне), что стало результатом данного этапа реформ — на этом остановлюсь подробнее.Как отмечено выше, изначально были внесены изменения в принятый реестр (перечень) услуг. Выделена каждая из услуг, относящаяся к основному виду деятельности подведомственных учреждений, в том числе с учетом того, что по каждой из них можно определить стоимость (норматив затрат на оказание услуг). Одновременно были систематизированы характеристики каждого из подведомственных учреждений. Основные из них:

pic_1.jpg
  • загруженность имеющихся мощностей учреждения;
  • объем оказываемых услуг, в том числе количество получателей услуг в разрезе групп контингентов получателей услуг;
  • показатели качества оказываемых услуг.

С учетом характеристик для каждого учреждения сформированы и доведены проекты государственных заданий, в соответствии с которыми учреждения произвели расчет объемов расходов, необходимых для выполнения заданий. Результат таких расчетов, полученных с применением новой методологии, предусматривающей возможность сравнения стоимости единицы идентичных услуг, оказываемых однотипными учреждениями, высветил каждую болевую точку подведомственной сети. Причем стали очевидны пробелы и в финансовой части, и в структуре оказываемых подведомственными учреждениями услуг (пример представлен на рис. 1). Не стану замалчивать эти факты, несмотря на то, что обнаружены они в сети подведомственных министерству учреждений. Более того, подчеркну значимость их фиксации в ходе реформ. Именно в выявлении фактов невостребованности услуг, завышения плановых затрат, незагруженности имеющихся мощностей содержится ресурс, при правильном перераспределении которого можно значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств. Определение источников внутренних резервов — один из самых значимых результатов проделанной нами немалой работы по созданию результативно-ориентированной модели управления системой образования Амурской области.

В настоящее время в связи с принятием Федерального закона № 83-ФЗ объем задач по реформированию бюджетной сферы еще более возрос.

При этом стало очевидно, что применение новых методов расчета и создание условий для постепенного поэтапного отказа от расчета объемов бюджетных расходов, исходя из потребностей на содержание сложившейся сети вне зависимости от ее загруженности и реальных потребностей населения, неизбежно. Необходимость определения с максимальной точностью сумм субсидий, направляемых учреждениям нового типа, — лишь один из таких фактов.

scherbina.jpgВера Георгиевна ЩЕРБИНА, заместитель председателя Правительства Амурской области — министра финансов

Факт успешного внедрения в Министерстве образования и науки Амурской области результативно-ориентированной модели управления стал ключевым для Амурской области моментом. Получение хорошей апробированной методической базы стало отправной точкой для продолжения в регионе преобразований в сфере общественных финансов.

Подчеркну, что на начальной стадии проекта представленные компанией «Р.О.С.Т.У.» бизнес-процессы по формированию заданий, определению стоимости услуги, определению того, что, собственно, следует считать услугой и т. п., были восприняты в регионе достаточно критично. Однако шаг за шагом специалистам компании удалось «донести» обоснованность предложенных моделей. Эффективность их применения стала очевидна при «наложении» таких моделей (с учетом особенностей бюджетного процесса Амурской области) на программное обеспечение системы «БИС-СБОР».

Таким образом, с внедрением методологии и технологии «БИС-СБОР» мы получили инструмент автоматизации, инструмент для принятия обоснованных управленческих решений и, что особенно важно (подчеркну это еще раз), четкую методологию работы, связанную с процессом формирования государственных заданий, с процессом планирования бюджета с использованием программно-целевых методов. Учитывая, что предложенная компанией «Р.О.С.Т.У.» методика с успехом апробирована на пилотном ведомстве, нами принято решение о ее тиражировании и на другие субъекты бюджетного планирования Амурской области.